6
Большую помощь в подготовке работ, принадле-
жащих музею, к экспонированию, а также в попол-
нении коллекции оказал владелец частной галереи
графики Шагала из города Майлен в Швейцарии
Гюнтер Коматски (1930–2009).
В начале 1990-х музей установил контакты с до-
черью художника Идой Шагал (1916–1994). Сотруд-
ники музея встретили со стороны Иды Марковны
полное понимание и поддержку. В дар музею она пе-
редала три прекрасные акватинты Марка Шагала —
«Алеко», «Пьеро» и «Влюбленные под деревом». Ими
по праву открывается наше издание.
В 1997-м состоялось знакомство с внучками
Марка Шагала Мерет и Беллой Мейер. Благодаря
этому знакомству, быстро переросшему в друж-
бу, фонды музея пополнились новой коллекцией
графических работ их великого деда. Кроме того,
благодаря усилиям Мерет Мейер, вице-президен-
та Шагаловского комитета в Париже, за эти годы
в Витебске и Минске были проведены пять тема-
тических выставок из собрания наследников ху-
дожника: «Работы средиземноморского периода»,
«Марк Шагал. Посвящение Парижу», «Марк Шагал.
Пейзажи», «Марк Шагал и сцена», «Марк Шагал.
Цвет в черно-белом».
Музей Марка Шагала в Витебске выражает
глубокую признательность всем дарителям и парт
нерам за многолетнее сотрудничество и помощь
в формировании коллекции, с которой теперь еже-
годно имеют возможность знакомиться десятки ты-
сяч посетителей.
Эстампы Марка Шагала из собрания музея ху-
дожника в Витебске в большинстве своем происхо-
дят из особого типа изданий, которые называются
книга художника — livre d’artiste. Книга художника
зародилась во Франции и стала отдельным направ-
лением в искусстве начала ХХ века. Это был особый
тип издания художественного текста с иллюстра
циями, выполненными в виде оригинальной печат-
ной графики (офорт, литография, ксилография, ак-
ватинта и т. д.). Такие издания имели относительно
небольшой тираж, печатались на специальных со-
ртах бумаги и оформлялись определенным образом
(чаще всего не брошюровались).
Первой крупной работой Шагала в этом жан-
ре стала серия иллюстраций к автобиографической
книге «Моя жизнь», которая была отпечатана в виде
отдельной папки (без текста) в 1923 году по заказу
берлинского издателя и галериста Пауля Кассирера.
Из этой серии в собрании витебского музея находит-
ся один офорт — «Бабушка». В 1923–1925 годах по
заказу известного французского торговца произведе-
ниями искусства и издателя Амбруаза ВоллараШагал
сделал иллюстрации к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые
души» (в музее хранится вся серия из 96 офортов).
Позднее художник активно сотрудничал с продол-
жателями традиции livre d’artiste — Эженом Териа
дом, Эме Мегтом, Фернаном Мурло, Джеральдом
Крамером и другими. Оригинальную печатную гра-
фику Марка Шагала помещали на своих страницах и
лучшие французские издания по искусству —журна-
лы «Verve», «Derriere le miroire», «XX
e
siecle». Литогра-
фии Шагала были помещены также в шеститомном
каталоге его печатной графики, который издавался
на протяжении 1960–1986 годов. В собрании музея
находятся также несколько литографических плака-
тов Шагала к его выставкам и две поздравительные
открытки (черно-белые литографии).
Эстампы Марка Шагала еще в ХХ столетии были
каталогизированыФернаномМурло, Патриком Кра-
мером, Эберхардом Корнфельдом и Шарлем Сорлье.
Ссылки на эти издания приводятся в каталожных
описаниях работ.
Книга, которую вы держите в руках, представля-
ет собой не просто каталог коллекции работ Марка
Шагала, принадлежащих витебскому музеюМастера.
Одновременно она является и альбомом, с помощью
которого нам хотелось донести до русскоязычного
читателя возможно большую информацию об этих
произведениях художника. Поэтому весь материал
каталога-альбома разбит на разделы, снабженные
статьями, дающими читателю возможность макси-
мально приблизиться к пониманию работ, а также
понять время, в которое они создавались. Внутри
разделов работы располагаются по хронологии.
После долгих лет забвения и отторжения имя
Марка Шагала вернулось на родину. И теперь уже
навсегда.