Стр. 19 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

15
Загадочные Апеннины
изгнанные отыгрывались на римлянах. Завоеватели желали истребления или полного
порабощения аборигенов —живого упрека их деяниям; спасшихся превращали в трибута-
риев. Тексты лангобардийских и франкских хроник нельзя читать без содрогания. Грабежи
и насилие сделались обыденностью, правилом. С полумил-
лиона в IV веке население Рима к IX веку сократилось до со-
рока тысяч, исчезли муниципальные учреждения, в городе
властвовало физическое превосходство, наступил период
«сумрачных времен» (Петрарка), культурной деградации,
главенства циничного невежества, варваризации аборигенов.
Лишь церковникам удавалось отчасти сохранять частичную
самостоятельность и отчасти культурные традиции. Мона-
стыри превратились в убежища для ученых, поэтов, художни-
ков. Но и там не всегда удавалось избежать страшной участи
большинства. Нашествие варваров оказалось столь разруши-
тельным для европейской культуры, что вплоть до XVII века
в университетах пользовались программами обучения,
составленными римлянами в I–II веках.
Мольбы Папы Стефана III (понтификат 752–757),
страдавшего от угроз и унизительных притеснений ланго-
бардов, побудили франкского короля Пипина Короткого
(714–768), основателя династии Каролингов, вторгнуться
весной 754 года в Италию. Двадцать лет спустя его сын
Карл Великий (742–814), по призыву другого понтифика,
возобновил завоевание Апеннинского полуострова и од-
новременно содействовал усилению светской власти папы.
25 декабря 800 года благодарный глава западных христиан
Лев III (понтификат 796–816) короновал своего заступника
императором (Romanorum imperator) несуще­ствовавшей
империи. Современники называли эту коронацию восста-
новлением (restauratio), предполагая возрождение погибшей
Римской империи. Надпись на императорской печати Карла Великого гласила: «Обновле-
ние Римской империи» (Renovatio Romanorum imperii). Эта коронация отчасти подтверж-
дала право императора на владение италийскими землями, завоеванными франками.
Карл Великий содействовал временному умиротворению бушевавших на полуост-
рове страстей и укреплению авторитета римской церкви. После кончины первого из но-
вых «римских» императоров вновь вспыхнули феодальные смуты. Италия распалась
на Папскую область, где правил папа, Франкскую (север и часть Тосканы), Лангобард-
скую и Византийскую. Ни на одной из этих территорий не было политического согласия.
Попытки суверенов из Каролингов положить конец феодальной анархии не имели успеха.
Разнородность, разноплеменность, отсутствие единых религии и языка, хищническая
вражда баронов, графов, маркграфов между собой, ненасытная алчность приводили к ис-
тощению их сил и еще большей раздробленности: территория Апеннин распалась на пол-
сотни самостоятельных государств, и они, в свою очередь, состояли из множества мелких
территорий, не желавших никому повиноваться и стремившихся поработить друг друга.
«Людям, которым война некогда доставляла пропитание, мирная жизнь стала невыно-
сима…» (Иордан, готский историк VI века). «Италия превратилась в понятие географи-
ческое» (Клеменс Венцель Лотар Меттерних), в груду разнородных осколков, в руины.
Но не одни варвары разрушали, до них римляне-христиане уничтожали «языческое»
искусство — крушили статуи, мозаики, сжигали манускрипты, чертежи, выполненные
язычниками-идолопоклонниками.
«Я не знаю, однако, было ли отсутствие единства счастьем
или несчастьем для нашей страны… ибо если Италия, разби-
тая на многие государства, в разные времена перенесла столько
бедствий, сколько не перенесла бы, будучи единой, — зато все это
время она имела на своей территории столько цветущих городов,
сколько, будучи единой, не могла бы иметь. Мне поэтому кажется,
что единство было бы для нее скорее несчастьем, чем счастьем…
Притом судьба ли Италии такова или ее жители слишком
обильно наделены умом и способностями, — никогда не было легко
подчинить ее единой власти, даже когда и не было церкви. Наобо-
рот, она всегда стремилась к свободе».
(Ф. Гвиччардини, вторая четверть XVI века).
«Многие из знатных римлян были убиты из жадности, осталь-
ные были поделены между поселенцами так, чтобы платили
лангобардам треть своих плодов (земли) и стали трибутария-
ми… лангобардские герцоги на седьмой год после прихода Альбоина
и всего племени грабили церкви, убивали священников, разрушали
города, истребляли мирных жителей, занятых работой на своих
полях, за исключением тех областей, которые Альбоин уже завое-
вал [раньше]; большая часть Италии была захвачена и подчине-
на лангобардам».
(Павел Диакон (ок. 720 — ок. 799), лангобардский историк,
член Академии Карла Великого).