Стр. 13 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

9
Флоренция — не обычный город. Флоренция — это вселенная, необъятный мир, един-
ственный и неповторимый. Она насыщена непревзойденными шедеврами, таким их числом,
что предстает волшебным миром, созданным не обычными людьми, но могучими неисто-
выми гениями. Флорентийские музеи и храмы потрясают безупречным вкусом и искренно-
стью старых мастеров, их непостижимым трудолюбием. Художественных сокровищ Фло-
ренции хватило бы на несколько больших европейских городов. Сан Джованни Баттиста,
базилики Санта Мария дель Фьоре, Сан Лоренцо, Санта Мария Кармине, Санта Кроче,
Санта Мария Новелла способны соперничать с самыми выдающимися музеями мира,
но есть еще и Уффици, Питти, Академия, Барджелло, десятки храмов и музеев, здесь
не названных… Искусство выплеснулось за их пределы, оно завладело городом, проникло
в потаенные его уголки. За строгими фасадами палаццо укрылись уютные зеленые дворики,
обрамленные изящными лоджиями, чьи стены покрыты фресками XV или XVI века; за ни-
чего не обещающими дверями расположились роскошные вестибюли, украшенные майо-
ликами боттеги Роббиано и витражами Лоренцо Гиберти; в маленьких скромных домиках
за таинственными переходами сохранились монастырские трапезные со стенами и сводами,
расписанными Кастаньо, Перуджино, Гирландайо, Сарто, Понтормо, всех не перечесть…
Флорентийцы дали миру иные вершины искусства, иные понятия красоты, вдохнули
душу в итальянский Ренессанс, да так щедро, что покорили достигнутым другие народы.
Искусство флорентийских мастеров — недосягаемое чудо, оно вечно, всегда современно,
всегда среди живых, притягивает и манит, влияние легкомысленной моды его не коснулось,
оно не подвластно пространству и времени. Может ли устареть скульптура Микеланджело,
не быть понятой в Японии или Индии?.. Итальянский Ренессанс — плод труда не только
гениальных мыслителей и художников, но и великих покровителей искусств, коллекционе-
ров, меценатов, людей высокой культуры, образованных, обладавших безупречным вкусом.
Иначе мы не увидели бы многих творений, да и Ренессанс был бы другим, если бы был…
Искусство флорентийских художников вызывает гордость за безграничность челове-
ческих возможностей, за совершенство исполнения грандиозных замыслов. Накопленная
предшествующими столетиями сильнейшая концентрация страстей, поисков, талантов, тру-
долюбия разрядилась ослепительной вспышкой. С годами творения старых мастеров высве-
чиваются еще ярче, делаются значительнее. Посредством искусства они передали нам свои
мысли, в?дение мира, излучаемая ими энергия и сегодня побуждает к творчеству поколения
новых мастеров. Ни фолианты, посвященные истории Флоренции, ни самые добросовест-
ные репродукции, ни все путеводители мира не отображают ее художественного феномена.
Во Флоренцию следует стремиться, увидеть ее, рассмотреть и ощутить, проникнуться ее
духом. Иначе вас минует лучшее из созданного человеческим гением…
К
нига призвана помочь читателю лучше узнать Флоренцию, облегчить выбор
того, что надлежит увидеть в первую очередь. Описания музеев, храмов,
дворцов, предместий ранжированы по их значимости. Для поверхностного
знакомства с Флоренцией требуется две недели, для детального — четыре,
для углубленного —шесть, чтобы узнать ее по?настоящему, надо в ней жить
долго. В конце книги помещены глоссарий, дающий объяснения редко
встречающихся терминов и названий, список использованной литературы,
указатель имен и справочная таблица.
В книге нет рекомендаций житейско-бытового характера — парковки,
рестораны, покупки. Эти сведения легко отыскиваются в путеводителях. Вы
не найдете также последовательного изложения истории Апеннин, Италии,
Флоренции, сложной, часто менявшейся системы правительственных учрежде-
ний. Здесь все внимание сосредоточено лишь на тех событиях, которые самым
прямым образом связаны с флорентийским Ренессансом. Длинные цитаты
документов вынесены из основного текста и напечатаны курсивом.