Стр. 25 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

21
Возьмем хотя бы основные этапы его жизни. Нам ничего
не известно об обстоятельствах знакомства отца и матери по-
эта, мы мало знаем о его пребывании в Тарханах до 1828 года —
а это почти половина жизни! Мы почти ничего не знаем о мо-
сковском периоде (1828–1832) или о занятиях в Школе гвардей-
ских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1832–1834),
где прошли, по его собственному выражению, «два страшных
года». Только недавно нами найдены приказы по школе, кото-
рые дополняют прежние сведения об этом периоде жизни. На
сегодняшний день отсутствуют монографические исследова-
ния о пребывании поэта в Петербурге (1832–1837 и 1838–1840),
кавказских ссылках 1837-го и 1840–1841 годов. А ведь вся жизнь
поэта уложилась в неполные 27 лет! После выхода в свет ново-
го издания «Летописи жизни и творчества М. Ю. Лермонтова»
многие из перечисленных выше пробелов удалось закрыть
хотя бы частично*.
Уже не раз отмечалась малочисленность документальных
свидетельств о поэте, а высказывание Александра Блока
о биографии Лермонтова, которую он назвал «нищенской»,
стало настолько расхожим, что без его цитирования не обхо-
дится сейчас, пожалуй, ни одна статья о поэте. Но оказывает-
ся, на самом деле документов о Лермонтове предостаточно.
Другое дело, что далеко не все они изданы, и причин тому не-
сколько.
Во-первых, это излишняя политизированность марксист-
ско-ленинского мировоззрения советских авторов, без посту-
латов которого невозможно было написать даже статью о жиз-
ни в древнем Вавилоне. Это идеологическая зашоренность
советского литературоведения, которое, в угоду существовав-
шей идеологии и цензуре, хотело непременно видеть в Лер-
монтове непримиримого противника царского режима и даже
атеиста.
Во-вторых, догматизм официального мировоззрения застав-
лял создавать причесанные «биографические схемы». В лер-
монтоведении в такую схему входило включение творчества
поэта в определенную литературоведческую форму, создание
его высокопатриотической биографии. А сколько копий было
поломано в спорах о творческом методе Лермонтова! Снача-
ла десятилетиями спорили: произведения поэта реалисти-
ческие или романтические? Устав от бессмысленных спо-
ров, придумали некий романтико-реалистический симбиоз.
ПРЕДИСЛОВИЕ
*
Захаров В. А.
Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. М., 2003.
(В дальнейшем:
Захаров.
Летопись.)