Стр. 12 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

8
ПРЕДИСЛОВИЕ
империи тех лет. Как отметила О. В. Миллер*, черты автобио-
графизма в творчестве Лермонтова далеко не случайны. Они
сформировались в соответствии с тенденциями передового
общественно-литературного направления того времени. Са-
мопознание, поэзия мысли были одними из основных требо-
ваний, предъявляемых к литературному творчеству поэтами-
любомудрами. Лермонтов, по всей вероятности, читал статью
Д. Н. Веневитинова «Несколько мыслей и план журнала», где
эта идея выражена очень ясно. Белинский определял сознание
своего поколения как состояние рефлексии. Романтический ин-
дивидуализм привел в 30-е годы XIX века членов кружка Стан-
кевича**, а также Герцена и Огарева к напряженному самоана-
лизу и размышлениям в духе раннего русского гегельянства.
Не менее значительным для Лермонтова было воздействие
поэзии Байрона, автобиографизм которого воспринимался
современниками как литературное кредо, иногда почти как
вызов***.
Сказанное нами — не громкие слова, призванные поднять
значение великого русского поэта, вовсе нет. За свою короткую
жизнь Лермонтов успел в стихах и прозе отозваться на многие
важнейшие события, происходившие как внутри России, так и
за ее пределами, он пристально следил за развитием русской
литературы, философии, вбирая в себя самое лучшее.
Известный отечественный литературовед Б. М. Эйхенбаум
(под его редакцией вышло первое в СССР пятитомное Собра-
ние сочинений Лермонтова в серии «Academia»), посвятивший
часть своей жизни изучению творчества великого русского поэ-
та, отмечал: «…в каждом его произведении чувствуется личный
опыт пережитого и передуманного. Авторское „я“ в его юноше-
ской лирике настолько многозначительно и реально (а не услов-
но, как в традиционной лирике того времени), что ее анализ
оказывается в то же время изложением его автобиографии»****.
*
Миллер О. В.
К вопросу об автобиографизме творчества М. Ю. Лермон-
това // Творческий процесс и эстетические принципы писателя: Сб. науч. тр.
Иркутск, 1980. С. 11–31.
** КружокСтанкевича—литературно-философскоеобъединениепрогрес-
сивно настроенной молодежи, группировавшейся вокруг Н. В. Станкевича.
Возник зимой 1831–1832. Первоначально в него входили Станкевич, Я. М. Не-
веров, И. П. Клюшников, В. И. Красов, С. М. Строев, Я. Почека, И. Оболенский,
в 1833-м к ним присоединились В. Г. Белинский и К. С. Аксаков, в 1835-м —
М. А. Бакунин, В. П. Боткин, M. H. Катков. Время наиболее интенсивной дея-
тельности — 1833–1837. Прекратил существование в 1839 году.
*** Об истоках лермонтовского автобиографизма подробнее см.:
Брод-
ский Н. Л
. Поэтическая исповедь русского интеллигента 30–40-х годов // Ве-
нок Лермонтову: Юбил. сб. М.; Пг., 1914. С. 56–110; а также
Гинзбург Л. Я
. Твор-
ческий путь Лермонтова. Л., 1940. С. 21–33.
****
Эйхенбаум Б. М.
Статьи о Лермонтове. М.; Л., 1961. С. 47.