Стр. 3 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

«Писатель сильного темперамента, страстный, бурный, очень одаренный и… навсегда
связанный с Россией…» — так отзывался об Иване Сергеевиче Шмелёве писатель Борис Зай­
цев. Творчество Ивана Шмелёва, в советские времена полузабытого литератора-эмигранта,
а ныне признанного классика русской словесности XX столетия, при всем его многообразии
довольно четко делится на два основных периода. Первый — доэмигрантский, когда писатель
работал, продолжая традиции реалистической литературы середины и конца XIX века. В про­
изведениях этого времени звучит тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных».
Неслучайно всероссийскую известность принесли Шмелёву остросоциальные рассказы,
а также повести «Гражданин Уклейкин» (1907) и, в особенности, «Человек из ресторана» (1911),
в которых критики и читатели отмечали не только знание особенностей жизни самых разных
слоев русского народа, но и необычайное разнообразие и богатство русского языка. Ни Фев­
ральская революция, поначалу воспринятая Шмелёвым почти восторженно, ни Октябрьская,
которую писатель не принял сразу, сознательно и однозначно, в целом в его творчестве ничего
не изменили.
Все изменила личная трагедия писателя, горячо любимый и единственный сын кото­
рого, белогвардейский офицер, был расстрелян в Крыму большевиками во время «красного
террора» в 1921 году. В конце 1922 года Шмелёв, спасаясь от тягот Гражданской войны, выехал
из России в Германию, в Берлин, не зная ничего доподлинно о судьбе сына Сергея и мечтая
о его чудесном спасении. Но чуда не произошло, и вскоре несчастный отец от свидетелей
узнал о гибели единственного ребенка. Сил и желания возвращаться в Россию у Шмелёва не
было и не могло быть. Он остался в эмиграции, чтобы писать, и здесь начинается второй и,
быть может, главный период его творчества. После короткого и бурного этапа общественно-
политической деятельности, ознаменованного выступлениями, газетными публикациями и
многочисленными публицистическими рассказами, часто основанными на подлинных собы­
тиях Гражданской войны, Шмелёв обращается в своем творчестве к прежней, православной
России, которую он хорошо знал и помнил, и которая заново открылась ему в эмиграции.
Среди лучших произведений этого периода — «Богомолье» (1930–1931) и «Лето Господне»
(1928–1948), многие рассказы и повести о дореволюционной России. И конечно, публикуемая
в настоящем издании книга «История любовная» (1927) — одно из самых лиричных произ­
ведений Шмелева. Роман написан уже во Франции, где Шмелёв обосновался еще в 1923 году.
История пятнадцатилетнего гимназиста, впервые познающего чувственно-любовные пере­
живания, — история борьбы добра и зла, чистоты и греха. Тончайшая передача оттенков
чувств сделала «Историю любовную» одной из вершин русской литературы. Критик тех лет
писал об этом произведении Шмелёва: «это искусство, вмещающее трагическое в идиллию,
святое в человеческое, пафос в простое, смирение в страсть». Книги писателя имели успех
не только в эмигрантской среде, они переводились на многие европейские языки. В 1931 и
1932 годах Шмелёв номинировался на Нобелевскую премию. В 1933 году в статье к 60-летию
Шмелёва Александр Куприн писал: «Шмелёв теперь — последний и единственный из русских
писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка». Но на
родину писатель так и не вернулся, в 1950 году он скончался во Франции. В Россию вернулись
его книги, с 1960-х годов — дореволюционная проза, публиковавшаяся довольно много и не
позволившая отечественному читателю забыть о Шмелёве. С начала 1990-х годов на родину
вернулись и эмигрантские произведения писателя, публикация которых без преувеличения
изменила интеллектуальное и духовное состояние общества.
Материалом для создания иллюстраций, помещенных в этой книге, послужили кадры
анимационного фильма «Моя Любовь», созданного в 2006 году по мотивам романа «История
любовная» художником из Ярославля, академиком Александром Константиновичем Петро­
вым. Фильм, отмеченный многочисленными премиями российских и международных кино­
фестивалей, сыграл свою неоценимую роль в судьбе книги Шмелёва, превратив «Историю
любовную» в одно из самых известных и любимых читателями произведений писателя.