Стр. 36 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

34
Раздел I. Категории композиции
Классические композиционные принципы в литературе, му-
зыке и изобразительном искусстве идентичны:
• пролог,
• завязка,
• развитие действия,
• действие,
• кульминация,
• развязка,
• эпилог.
Если перевести эти принципы на изобразительный язык
художника, то руководствуясь ими, мы должны дать воз-
можность глазу свободно войти в плоскость картины, ком-
позиции, затем завязать ритмический сюжет композиции и
заставить взгляд двигаться по часовой стрелке, слева напра-
во — к кульминации композиции.
Центром композиции является кульминация, сдвинутая чуть
вправо вниз от геометрического центра (рис. 25).
Затем от кульминации ритм активнее опускается вниз и за-
вершает построение композиции по часовой стрелке.
Наши композиции из спичек, как вертикальный, так и гори-
зонтальный ритм, легче строить по воображаемому кругу-
овалу (формальный сюжет), двигаясь слева направо по ча-
совой стрелке, учитывая гравитацию, то есть нижняя часть
композиции должна быть плотнее, тяжелее, насыщеннее.
Вертикально-горизонтальный, то есть плечевой, ритм спи-
чек в квадрате также необходимо вписать в несколько
сплюснутый круг со смещённой слева направо осью (рис. 26),
и всю драматургию ритмов следует строить согласно движе-
нию посолонь (по часовой стрелке) при уравновешенности
в заданном квадрате, цельности восприятия и с соблюдени-
ем гравитации.