Стр. 27 - Заготовка

Упрощенная HTML-версия

25
Введение
Такое построение ритма, как на рис. 3, препятствует глазу,
неорганично для смотрения.
Ритмическое построение на рис. 4 более органично для
смот­рящего. Оно естественнее воспринимается глазом, лег-
че усваивается. Ритм движения построен по часовой стрел-
ке — такое движение соответствует физике смотрения и за-
конам движения материи.
Такое движение в изобразительной композиции мы будем
называть
плечевым движением
(рис. 5).
Рис. 5. Плечевое движение
а) плечевое движение вертикальной оси; б) плечевое движение
горизонтальной оси; в) плечевое движение вертикальной
и горизонтальной осей; г) плечевое движение композиции
Схематическое изображение плечевого движения не слу-
чайно напоминает свастику — в символике это знак вечно-
го движения, то есть один из знаков солнца. Таким образом,
движение во вселенной есть данность. Движение лежит в ос­
нове всякого становления.
«Художественное произведение возникло из движения,
само есть фиксированное движение и воспринимается дви-
жением глазных мускулов» (П. Клее).
Плечевое движение лежит в основе классической компо­
зиции.
Композиция есть организация движения (В. Фаворский).
а) б) в) г)