Стр. 11 - Детство

Упрощенная HTML-версия

VII
Пять премьер в театре Мольера
Мольер, величайший комедиограф Франции, приобрел славу не только
как писатель — непревзойденный знаток человеческих характеров, но и как
театральный деятель в самом полном значении слова. Современники ценили
Мольера — директора лучшего в Париже театра, Мольера — организатора
придворных увеселений по личным заказам Людовика XIV и Мольера —
гениального комического актера. Мы можем назвать его также режиссером-
постановщиком и режиссером-педагогом, одним из первых в истории сцени-
ческого искусства. Все свои пьесы Мольер задумывал для сцены. История их
создания неотделима от судьбы его актерской труппы, которая зародилась
в 1643 году в Париже как полулюбительский «Блистательный театр» и вскоре
прогорела, затем тринадцать лет кочевала по провинции, чтобы, наконец,
в 1658 году триумфально вернуться в столицу. Спектакли мольеровской труп-
пы стали вершинными художественными событиями «великого века», как
называют во Франции лучшую пору царствования Людовика XIV — время
расцвета всех искусств.
Жизнь и творчество Жана-Батиста Поклена, господина де Мольера (1622–
1673), давно известны в нашей стране, у нас существуют глубокие и серьезные
исследования о нем. Три комедии, включенные в это издание, — бессмертная
литературная классика и живой репертуар мирового и отечественного театра.
Отзывы современников, собранные учеными-мольеристами документы эпохи
позволяют представить, в каких обстоятельствах эти комедии впервые по-
явились перед зрителями, как прошли их знаменательные премьеры.
Первый, второй и третий «Тартюфы»
Как ни удивительно, «Тартюф» — шедевр мольеровской сатиры, самая
«проблемная» из его комедий, — был первоначально задуман для придвор-
ного торжества.
В начале мая 1664 года в загородной резиденции Людовика XIV Версале
устраивали празднество в честь двух королев — матери монарха Анны Ав-
стрийской и его молодой супруги Марии-Терезии. Известное под названием
«Увеселения волшебного острова», оно стало первым в череде расточитель-
но-роскошных торжеств, создавших славу французскому двору как самому
блестящему двору Европы. Пятого мая королевский кортеж двинулся из
Парижа в Версаль. Участников и гостей было более шести тысяч, «и сверх
того бесчисленное множество людей, необходимых для исполнения танцев