Следите за нашими новостями

         

 

 

Яндекс.Метрика

Номинатор: Сергей Князев, независимый эксперт

Номинант: Татьяна Георгиевна Алфёрова

Поэтесса, главный редактор издательства «Геликон плюс»

Татьяна Георгиевна Алфёрова  родилась в 1958 году в Рыбинске. Окончила строительный факультет Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. Работала инженером, редактором, электромонтёром, куратором литературных вечеров и автором литературных программ «Две стороны» и «Ликбез» в Центре современной литературы и Доме писателя СПб.

В 1997 организовала «Пенсил-клуб» — сообщество петербургских поэтов. Член Союза писателей Санкт-Петербурга и Союза российских писателей.

Первая подборка стихов Алфёровой вышла в многотиражке «Красный треугольник» в 1990 году. Публиковалась в журналах «Нева», «Звезда», «Зинзивер», «Литературная учёба», «Полдень 21 век», «Северная Аврора» и других, в газетах и коллективных сборниках. Редактор и составитель трёх сборников по материалам Пенсил-клуба («Прижизненные записки Пенсил-клуба», СПб., Знак, 1999; «Своими словами», СПб., Борей-арт, 2004; «Пенсил-клуб плюс», СПб., Анима, 2010).

В 2004 на ГТРК «Россия» выпущен радиоспектакль по повести Татьяны Алфёровой «Неомифологический словарь»; в 2005 транслируют рассказ «Имечко», в 2010 — радиоспектакль по повести «Алмазы — навсегда».

После смерти Александра Житинского стала главным редактором издательства «Геликон плюс». Подготовила к печати сборники современных авторов — Галины Гампер, Никиты Елисеева, Вероники Капустиной, Вячеслава Лейкина, Нонны Слепаковой, Вадима Пугача и др.  В 2016 году в издательстве «Геликон плюс» вышло в свет первое в России полное собрание сочинений Эдварда Лира.

Библиография

«Станция Горелово» (стихи), СПб, издательство журналала «Юность» 1993 г.

«Оговорки» (стихи), СПб, ЛенНар 1996 г.

«Переводные картинки» (стихи), СПб, Знак, «Пенал» вып.1, 1999 г.

«Перелесок» (стихи), СПб, Борей-арт 2005 г.

«Неомифологический словарь» (проза), СПб, «Геликон плюс», 2007 г.

«Инвалиды любви» (проза), СПб, «Геликон плюс», 2009 г.

«Лагуна» (стихи), СПб, Анима 2011 г.

«Лестница Ламарка» (проза), СПб, «Геликон плюс», 2012 г.

«Поводыри богов» (проза), СПб, «Геликон плюс», 2014 г.

«Домашние призраки Петербурга» (проза), СПб, «Международная Гильдия мастеров», 2014 г.

«Истории» (стихи), СПб, «Геликон плюс», 2015 г. (готовится к печати)

Призы и награды

Лауреат журнала «Зинзивер» «За лучшую прозу года» (2006)

Лауреат премии им. Гоголя за книгу «Инвалиды любви» (2009)

Лауреат премии «Молодой Петербург» за книгу «Инвалиды любви» (2010)

 

 

Номинатор: Всемирный клуб петербуржцев

Номинант: Алексей Леонидович Дмитренко. Филолог, куратор культурных проектов

Родился 4 июля 1971 года в Ленинграде. 

В 1994 году окончил Санкт-Петербургский государственный технический университет с дипломом инженера-физика (по специальности биофизика). В 1994–1996 годах обучался в Русском христианском гуманитарном институте на отделении «Русская история и культура» (не закончил). В 1996 году был принят в очную аспирантуру Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена на кафедру русской литературы XX века, которую окончил в 1999 году. Тема диссертации: «Поэтика Константина Вагинова». 

В 1997–1999 годах работал редактором в издательстве «Феникс», где занимался сбором материалов для альманахов «Минувшее» (выпуски № 19–25). Помимо текущей работы подготовил восемь авторских публикаций для этого альманаха и других исторических альманахов издательства «Феникс» («Невский архив», «Лица»). Параллельно занимался источниковедческими и архивными разысканиями и участвовал в деятельности «Биографического института Studia biographica», предоставлявшего архивное обеспечение для словаря «Русские писатели: 1800–1917». 

С 1999 года публикует статьи по истории фотографии, рецензии на выставки современного искусства, обзоры художественной жизни в журналах «Новый мир искусства», «СПб Собака ru», в газете «На Невском» и в др. 

Автор двух книг стихов: «Стихотворения» (СПб., 1993) и «Les sentiments sublimes» (СПб., 2000; под псевдонимом Иван Колосов). Публиковал собственные поэтические произведения также в альманахах и периодических изданиях. 

С 1998 года принимал участие в осуществлении ряда проектов Новой академии изящных искусств. В частности, был одним из организаторов поэтических чтений в Летнем саду в мае 2000 года. Совместно с Тимуром Новиковым составил сборник стихотворений «Anthologia neoacademica, или Свежие цветы лирической поэзии» (СПб., 2000), в который вошли произведения молодых поэтов, близких к Новой академии. 

Был куратором выставок «Моисей Наппельбаум: Избранные фотографии» в Музее Новой академии изящных искусств (октябрь 1998; совместно с Тимуром Новиковым) и «Петроградские поэтические объединения 1920-х годов» в Музее Института русской литературы (Пушкинский Дом) (апрель-май 2000). В 1999–2000 годах принимал участие в создании ряда выпусков программы «DEMO» на 6 канале Санкт-Петербурга. 

С 2000 года сотрудничает с музеями и антикварными галереями Москвы и Санкт-Петербурга в качестве специалиста по истории фотографии. В 2001–2002 годах работал экспертом антикварного отдела галереи «Derbylius» (Милан). 

Является автором более пятидесяти научных публикаций по истории русской литературы, участвовал в работе нескольких международных конференций по русской филологии. В 1999 году получил грант Института «Открытое общество (Фонд Сороса)» на исследования в рамках проекта «Петроградские литературные объединения 1920-х годов» (грант № ОАЕ813). 

Как составитель, автор статей и комментариев принимал участие в подготовке следующих книг: 

• Наппельбаум Ф. Стихи. СПб., 1993 (составление совместно с Е. М. Царенковой; [подготовка текстов]); 

• Рыкова Н. Стихи прошедших лет: 1922–1988. СПб., 1993 ([составление и подготовка текстов совместно с автором]); 

• Вагинов К. Петербургские ночи. СПб.: Гиперион, 2002 (подготовка текстов, комментарии, статья); 

• Хармс Д. Случаи и вещи. СПб.: Вита Нова, 2003 (2-е изд., испр. и доп.: 2007) (составление и комментарии совместно с Вл. Эрлем); 

• Александр Алексеев: Диалог с книгой. СПб.: Вита Нова, 2005 (составление, статья); 

• Гильдебрандт-Арбенина О. Девочка, катящая серсо...: Мемуарные записи. Дневники. М.: Молодая гвардия, 2007 (составление, статья, отдельные комментарии); 

• Хармс Д. Тетрадь: Стихи и проза для детей. СПб.: Вита Нова, 2007 (2-е изд., испр. и доп.: 2010) (составление и статья о художнике Ю. Штапакове); 

• Альбом Ольги Гильдебрандт-Арбениной: Факсимильное воспроизведение. СПб: Вита Нова, 2009 (комментарии); 

• Случаи и вещи Случаи и вещи: Даниил Хармс и его окружение. Материалы будущего музея: Каталог выставки в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского 8 октября — 5 ноября 2013 года. СПб.: Вита Нова, 2013 (составление, предисловие, отдельные комментарии; общая редакция); 

• Воспоминания Николая и Марины Чуковских. М.: Книжный клуб 36.6, 2015 (отдельные комментарии); 

• Олейников Н. Служение науке: Полное собрание поэтических произведений. СПб.: Вита Нова, 2016 (составление, подготовка текста и примечания совместно с А. Олейниковым); 

• Даниил Хармс глазами современников. СПб.: Вита Нова, 2017 (составление, отдельные комментарии; общая редакция совместно с В. Сажиным). Готовится к печати. 

В 1999–2002 годах в качестве литературного и научного редактора сотрудничал с различными петербургскими издательствами, главным образом, в издательстве «Новый мир искусства», «Инапресс» и в «Издательстве Ивана Лимбаха». С 15 мая 2002 года начал работать ведущим редактором издательства «Вита Нова». С июня 2007 года — главный редактор. Является куратором книжных серий «Рукописи», «Жизнеописания», «Фамильная библиотека: Парадный зал», «Фамильная библиотека: Священные тексты», «Библиотека великих писателей», «Новая библиотека поэта».  

Является куратором проекта «Художник Александр Алексеев (1901–1982): Возвращение на Родину», в рамках которого в 2005–2011 годах впервые на родине художника были выпущены четыре издания с иллюстрациями Алексеева («Братья Карамазовы» Ф. Достоевского, «Анна Каренина» Л. Толстого, «Доктор Живаго» Б. Пастернака и «Записки из подполья. Игрок» Ф. Достоевского), выпущена книга о нем, проведены вечера памяти художника и его выставки в Меншиковском дворце (Санкт-Петербург), в фонде «Русское Зарубежье» (Москва) и в Российском фонде культуры (Москва).  

В период работы в издательстве «Вита Нова» принимал участие в многочисленных передачах на радиостанции «Эхо Москвы», «Фонтанка ФМ» и др., в телевизионных программах «Культурный слой» (5 канал, Санкт-Петербург) и др. Научный консультант двух полнометражных документальных фильмов: о А. Введенском «Введенский: Кругом возможно Бог» (2005) и о Д. Хармсе «Другая линия» (2006) (оба — «Центрнаучфильм», режиссер В. Уризченко). 

В 2011 году совместно с А. Захаренковым выступил инициатором создания на базе издательства «Вита Нова» коллекции, посвященной Д. Хармсу и его окружению. Является куратором выставочных и научных проектов, связанных с этой коллекцией (к маю 2017 года насчитывает более 400 единиц хранения, в том числе рукописи и личные вещи Д. Хармса, Я. Друскина, автографы А. Введенского, редкие издания и оригиналы иллюстраций). В наиболее полном объеме коллекция экспонировалась на двух выставках под названием «Случаи и вещи» в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского (Санкт-Петербург, октябрь — ноябрь 2013) и в рамках Платоновского фестиваля (Воронеж, июнь — июль 2014). 

 

 

Номинатор: Торговый Дом Книги «Москва»

Номинант: Марина Ниловна Каменева

Генеральный директор ООО «Торговый Дом Книги «Москва»». Заслуженный работник Культуры РФ. Кандидат экономических наук.

В книжной торговле  работает с 1973 года:

1973–1975  — младший продавец Московского Дома Книги, г. Москва;

1975–1981  — продавец Московского Дома Книги, г. Москва

1981–1989  — заведующий отделом Московского Дома Книги, г. Москва

1989–1991  — начальник отдела организации торговли Москниги, г. Москва

с 1991 по н/в — директор ООО «Торговый Дом Книги «Москва»»

Автор многих инноваций в книжной торговле. Первой ввела систему самообслуживания в книжном магазине «Москва», работу магазина до 1 часа ночи, а затем круглосуточный режим (на Воздвиженке), терминалы-книгоискатели, чиповые дисконтные карты, книжные сертификаты и многое другое. Систему автоматизированного технологического процесса (1С — Книжный магазин), созданную на базе магазина «Москва», теперь используют многие книжные магазины в России — во Владивостоке, Новокузнецке, Барнауле, Твери («Кириллица»), Москве («Академкнига») и других городах.

М.Н.Каменева открыла успешные и разноплановые книжные площадки, рассчитанные на различную читательскую аудиторию, — Дом книги «Медведково» и книжный магазин «Москва» на Воздвиженке. Дом книги «Медведково» стал первым книжным в России, полностью приспособленным для покупателей с ограниченными физическими возможностями (были оборудованы специальная парковка, пандусы и др.) 

М.Н.Каменева также является автором и создателем многих программ продвижения и поддержки чтения, в частности, ежегодного книжного праздника в магазине «Москва» — «Книжная бессонница», которая в 2017 году пройдет уже в 17-й раз. В Доме книги «Медведково» под ее руководством были осуществлены проекты продвижения чтения среди молодых семей и детей: «Книга — колыбель хорошего человека» (выдача бесплатных сертификатов на покупку первой книги в роддомах района и последующа связь с семьями по рекомендациям детского чтения;  «Книжная полянка» (детские воскресные чтения с актерами — возраст  2-6 лет); Клуб «Триумф» (детский книжный бизнес-клуб — возраст 7-13 лет); и др.

М.Н.Каменева — один из признанных лидеров книжной отрасли. Более 9 лет она возглавляла Ассоциацию книгораспространителей независимых государств (АСКР), оказывая практическую помощь и поддержку советом и делом книжным магазинам в различных регионах России. Принимала активное участие в разработке правительственных программ по продвижению чтения, в частности, в 2016 году  в создании «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения». В 2016 году по инициативе М.Н.Каменевой, озвученной на встрече с Д.А.Медведевым, в Московскую думу было внесено предложение снять торговый сбор с книжных магазинов Москвы.

М.Н.Каменева активно поддерживает новых интересных авторов и оригинальные книжные проекты. Является членом жюри конкурса «Большая книга», а также членом Попечительского совета Российской государственной детской библиотеки.

Также М.Н.Каменева — член IBU (Всемирной организации книжной торговли) и часто выступает с докладами на международных форумах (в частности, на книжных ярмарках в Лондоне и во Франкфурте).

В течение многих лет М.Н.Каменева ведёт активную благотворительную деятельность.

 

 

Номинатор: Никита Елисеев, независимый эксперт

Номинант: Ирина Геннадьевна Кравцова

Филолог, главный редактор издательства Ивана Лимбаха

И.Г.Кравцова родилась в 1960 году. Окончила русское отделение филологического факультета ЛГУ. Работала в литературной секции Городского экскурсионного бюро, в редакционно-издательском отделе Публичной библиотеки. Была одним из создателей Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, в 1989–1993 годах заведовала его научно-экспозиционным отделом.

С 2002 года — главный редактор издательства Ивана Лимбаха — одного из самых известных российских некоммерческих издательств. Издательство ориентировано на выпуск книг гуманитарного профиля высокой научно-редакторской подготовки и качественного полиграфического исполнения. Визитной карточкой издательства стали снабженные обширным научным аппаратом издания отечественных классиков: несколько томов знаменитого «Дневника» Михаила Кузмина, чья публикация стала подлинной сенсацией; собрание стихотворений несправедливо забытого поэта Серебряного века Василия Комаровского с участием М.Л.Гаспарова, Вл.Н.Топорова и других известных ученых; наследие «последнего русского символиста» Алексея Скалдина; «Огонь вещей» Алексея Ремизова.

Ирина Кравцова подготовила к печати более 150 книг, среди которых:

Жорж Бернанос, Свобода... для чего? / Пер. с франц. 2014.

Полина Барскова, Живые картины. 2014.

Олег Григорьев, Птица в клетке. Стихи и проза / Сост., вступ. ст. М. Яснова. 2015.

Борис Иванов, История Клуба-81 / Сост. Б. Останина, М. Платовой. 2015.

Роальд Мандельштам, Собрание стихотворений / Сост. Е. Томиной-Мандельштам, Б. Рогинского, ст. и прим. Б. Рогинского. 2006.

Леонид Аронзон, Собрание произведений. В 2-х тт. / Сост. и прим. П. Казарновского, И. Кукуя, Вл. Эрля, ст. А. Степанова. 2006.

Свободный философ Пятигорский. В 2-х тт. / Сост. К. Кобрина. 2015.

Коллекция. Петербургская проза (ленинградский период). В 3-х тт. (1960-е; 1970-е; 1980?е) / Сост. Б. Иванова, предисл. и посл. А. Арьева, Б. Иванова. 2002-2004.

Жорж Перек, Жизнь способ употребления / Пер. с фр. В. Кислова. 2009.

Рене Жирар, Козел отпущения / Пер. с фр. Г. Дашевского, предисл. А. Эткинда. 2010.

Альфред Дёблин, Горы моря и гиганты / Пер. с нем.Т. Баскаковой. 2011.

Дмитрий Замятин, В сердце воздуха. К поискам сокровенных пространств: Эссе. 2011.

Витольд Гомбрович, Дневник / Пер. с польск. Ю. Чайникова. 2012.

Лев Рубинштейн, Регулярное письмо. 2012.

Луи-Рене Дефоре, Ostinato. Стихотворения Самюэля Вуда / Пер. с франц. М. Гринберга. 2013.

Ханс Хенни Янн, Река без берегов. В 2-х чч. / Пер. с нем. Т. Баскаковой. 2013; 2015.

Гильермо Кабрера Инфанте, Три грустных тигра / Пер. с исп. Д. Синицыной. 2014.

 

 

Номинатор: Санкт-Петербургская секция Совета по детской книге России

Номинант: Вийве Ноор

Художник, организатор выставочных проектов

Вийве Ноор (Vilve Noor) родилась в Таллине в 1955 году и окончила эстонскую Академию художеств в 1981 году. Свободный художник. Возглавляет секцию книжного дизайна Эстонской ассоциации графических дизайнеров. Область деятельности — книжный дизайн и иллюстрация, создание гравюр и эстампов, акварелей  и открыток. Проиллюстрировала более 20 детских книг и участвовала в более чем 100 выставках в Эстонии и 18-ти за рубежом. У иллюстраций В.Ноор есть особый искренний, романтичный и ностальгический тон, художница мастерски владеет  акварелью и работает с цветом. В ее иллюстрациях множество разных небольших и неожиданных деталей, рассматривание которых доставляет  читателям много удовольствия. Российским читателям она знакома по прекрасным иллюстрациям к «Зимней сказке» Сакариаса Топелиуса. 

Вийве Ноор является вице президентом эстонской секции Международного Совета по детской книге. Она — один из организаторов и куратор  выставки книжной иллюстрации — Таллинское триеннале иллюстраций Pildi Jõud” («Сила Образа»), цель которой — представить книгу как  часть интеллектуальной культуры, а книжную иллюстрацию — как часть графического искусства, поднять значимость детской книжной иллюстрации в интеллектуальном развитии ребенка, уделяя особое внимание привитию интереса к чтению и развитию вкуса,

В Триеннале могут участвовать художники-иллюстраторы из стран Балтийского моря — Эстонии, Латвии, Литвы, Германии, России, Польши, Финляндии, Швеции, Норвегии и Дании. Вийве Ноор активно сотрудничает с Российской национальной секцией, Санкт-Петербургской секцией Совета по детской книге России,  приглашая художников к участию в выставке-конкурсе.

С 2003 по 2013 год в Триеннале приняли участие 29 художников из России, среди них — Александр Аземша, Валерий Цикота, Александр и Валерий Трауготы, Вера Павлова, Игорь Олейников, Ольга Ионайтис, Екатерина Силина, Виктория Фомина, Максим Митрофанов, Елена Базанова, Михаил Бычков, Светлана Короткова, Антон Ломаев, Анна Павлеева, Виктория Стеблева, Мария Сизова, Борис Забирохин, Катя Толстая, Георгий Юдин, Татьяна Казмирук, Варвара Алия, Кирилл Челушкин.

Выставка путешествует по всем странам Балтийского региона, и это прекрасная возможность для художников не только представить свое творчество на престижной выставке, но и познакомиться с тенденциями развития книжной графики коллег из соседних стран. Выставки в разные годы демонстрировалась в Петербурге, Москве, Новгороде, Пскове

Вийве Ноор — автор проекта «Морские сказки», в котором художникам стран Балтийского региона было предложено сделать иллюстрацию к  сказке о море, в выставке приняли участие художники из 14 стран (от России — В.Павлова и А.Аземша). При непосредственном участии Вийве Ноор были организованы в Таллине персональные выставки российских художников, в том числе замечательной петербургской художницы Веры Павловой.  

 

 

Номинатор: Государственная библиотека для слепых и слабовидящих (СПб ГБУК ГБСС)

Номинант: Виктория Сперанская

Руководитель издательского отдела библиотеки для слепых и слабовидящих

Виктория Владимировна Сперанская родилась 29 декабря 1972 года. В 1996 году окончила Санкт-Петербургскую государственную академию культуры. Работает в библиотеке 12 лет.

Виктория Владимировна Сперанская работает в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении культуры «Государственная библиотека для слепых и слабовидящих» с февраля 2002 года. С апреля 2002 года она возглавляет издательский отдел библиотеки.  Издательский отдел осуществляет выпуск специальных видов литературы для инвалидов по зрению. Благодаря работе Виктории Сперанской значительно расширилось количество видов выпускаемых изданий. Виктория Владимировна — инициатор многих проектов по изданию новых форматов книг для незрячих пользователей:  тактильные книги-игрушки для незрячих и слабовидящих детей, которые дают ребенку одну из возможностей ощутить окружающий мир наиболее интересными и доступными для него способами; рельефно-графические издания по истории Петербурга и искусству; крупношрифтовые полноцветные издания; многоформатные альбомы по искусству и живописи с рельефными и прототипированными иллюстрациями.

В 2016 году Виктория Сперанская стала инициатором создания архитектурного словаря и первого в стране архитектурного конструктора для незрячих людей. При ее непосредственном участии ведется большая работа по созданию рельефно-иллюстративного материала и адаптации музейных пространств. Многоформатный альбом «Прогулка по Невскому проспекту» в 2015 году был награжден дипломом II степени Всероссийского конкурса на лучшее издание для слепых и слабовидящих людей в номинации «Лучшее комбинированное издание».

Виктория Владимировна является лауреатом премии правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусств за 2014 год за достижения в области просветительской деятельности и создания уникальных тактильных книг по коллекциям Государственного Эрмитажа и истории города. Имеет благодарности и дипломы за вклад в популяризацию чтения и культуры. Такие многоформатные альбомы, как «Авангард» и «Демоны Врубеля», получили большое освещение в прессе и многочисленные положительные отзывы незрячих и слабовидящих людей.

 

 

Номинатор: Сергей Князев, независимый эксперт

Номинант: Ольга Тублина

Генеральный директор издательства «Лимбус пресс», куратор негосударственной литературной премии «Национальный бестселлер»

Ольга Константиновна Тублина родилась 20 января 1962 года. Окончила Санкт-Петербургский государственный университет по специальности математика. Кандидат физико-математических наук. Работала в Хайфе в Израильском технологическом институте (Технион).

Ольга Тублина в течение многих лет занимается популяризацией и поддержкой современной русскоязычной литературы, а также  продвижением петербургского стиля в литературе.

В 2006 году возглавила издательство «Лимбус пресс» — «концептуальное и инновационное издательство, ориентированное на выпуск качественной литературы». В «Лимбус-пресс» впервые опубликовались Александр Гаррос, Алексей Евдокимов, Анна Старобинец, Наталья Ключарева, Александр Снегирев. У издательства сложился свой круг петербургских авторов — Александр Секацкий, Сергей Носов, Сергей Коровин.

Ольга Тублина  — инициатор издания четырехтомника «Литературная матрица» — сборника эссе современных писателей об авторах, которые входят в программу литературы 10-11 класса. Идея оказалась настолько удачной, что издательство дополнительно выпустило еще две книги: «Внеклассное чтение» — о писателях, которые не вошли в основную школьную программу, и «Советская Атлантида» — о писателях советского времени.

Книги, изданные «Лимбус пресс» за годы руководства О.К.Тублиной издательством, получили три лауреатства премии «Национальный бестселлер», неоднократно входили в шорт-листы премий «Большая книга», «Русский Букер», «НОС», «Ясная поляна». Книга Сергея Носова «Тайная жизнь петербургских памятников» получила премию Правительства Санкт-Петербурга.

Ольга Тублина — куратор одной из самых престижных российских литературных премий — ежегодной премии «Национальный бестселлер».

 

 

Номинатор: ООО «Вита Нова»

Номинант: Борис Фридман

Один из виднейших в России собирателей редких книг и произведений изобразительного искусства, куратор просветительских проектов

Борис Михайлович Фридман родился 5 июля 1947 г. Окончил Московский институт народного хозяйства, кандидат технических наук. Создатель и руководитель старейшей российской IT-компании «Микроинформ» — одного из ведущих учебных центров России в области информационных технологий.

Борис Фридман — один из виднейших в России собирателей редких книг и произведений изобразительного искусства. Большую часть коллекции составляют образцы livre d artiste.  Борис Фридман занят не только собирательством, но и пропагандой «книги художника». Выставки из его коллекции регулярно проходят в Москве и других городах России.  Автор идеи, составитель, автор статей к изданиям, подготовленным на основе его коллекции; статей о книжном, изобразительном искусстве и искусстве книжной графики. Читает лекции в лектории Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, в  художественных и полиграфических вузах.

Список некоторых выставок из коллекции Бориса Фридмана (являлся куратором 14 из 15 нижеперечисленных проектов):

1.  МАСТЕРА КНИЖНОЙ ГРАФИКИ. Государственный  литературный музей совместно с Государственным центром современного искусства. Москва, 18 августа – 18 сентября 2009 года.

2.  НОВОЕ СЛОВО (ИЗДАНИЕ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»). Московский музей современного искусства. Москва, 21 августа – 20 сентября 2009.

3.  LIVRE D ARTISTE / КНИГА ХУДОЖНИКА. Московский музей современного искусства. Москва, 15 февраля – 21 марта 2010 года.

4.  КОНСТРУКТОР МЕРЦАЮЩИХ ФОРМ. Книжная графика Александра Алексеева. Государственный  литературный музей совместно с Государственным центром современного искусства. Москва, 25 августа – 30 октября 2011 года

5.  КНИГА ХУДОЖНИКА / LIVRE D ARTISTE  ИСПАНСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Москва, 1 февраля – 25 марта 2012 года

6.  ТЕАТР И КНИГА ХУДОЖНИКА. Пермская государственная художественная галерея. Пермь, 18 мая – 15 июня 2012 года.

7.  ПИКАССО И БРАК В ДЯГИЛЕВСКИХ СЕЗОНАХ. Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина. Москва, 5 сентября – 30 сентября 2012 года.

8.  АМБРУАЗ ВОЛЛАР И ЕГО ХУДОЖНИКИ. Центральный выставочный зал «Манеж». Москва, 16 ноября 2012 года – 20 января 2013 года.

9.  ЛЕ КОРБЮЗЬЕ – АРХИТЕКТОР КНИГИ. Еврейский музей и Центр толерантности. Москва, 11 апреля – 24 мая 2013 года.

10.  ПУТЕШЕСТВИЕ ОДИССЕЯ. Центральный выставочный зал «Манеж». Москва, 17 апреля – 26 июня 2013 года.

11.  СЮРРЕАЛИЗМ И LIVRE DARTISTE. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Москва, 18 февраля – 18 мая 2014 года.

12.  ВЫСТАВКА К ГОДУ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Москва, 27 апреля – 23 августа 2015 года.

13.  ИЛЬЯЗД. ХХ ВЕК ИЛЬИ ЗДАНЕВИЧА. Государственный музей изобразительных  искусств имени А.С.Пушкина. Москва, 15 декабря 2015 – 14 февраля 2016 года.

14.  АНДРЕ МАЛЬРО И LIVRE DARTISTE. ВЫСТАВКА “ГОЛОСА ВООБРАЖАЕМОГО МУЗЕЯ АНДРЕ МАЛЬРО”. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Москва, 01 декабря 2016 – 12 февраля 2017 года.

15.  КАПРИЧОС. ГОЙЯ И ДАЛИ. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Москва, 24 января 2017 – 26 марта 2017 года.

Предоставлял издания из своей книжной коллекции для выставок в Государственном центре современного искусства (Москва), Московском музее современного искусства,  в Институте Сервантеса, галереях «Проун» и «Элизиум» (Москва), в Нью-Йорке (The Best of Both WorldsFinely Printed Livres d Artistes, 1910 18 мая 2010 –  30 июля 2011), Красноярске, Царицыно и др.

Список книг, подготовленных к изданию Борисом Фридманом:

1.      Слово о полку Игореве. «Ретро», 2008.

2.      Конструктор мерцающих форм. Книжная графика Александра Алексеева. Из собрания Бориса Фридмана. «Вита Нова», 2011.

3.      Книга художника / Livre d artiste. Испанская коллекция. Из собраний Георгия Генса и Бориса Фридмана. «Рост-Медиа», 2012.  

4.      Пикассо и Брак в Дягилевских сезонах. Из собрания Бориса Фридмана. Издательство ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, 2012.

5.      Амбруаз  Воллар / Ambroise Vollard. Великий издатель великих художников. Из собраний Георгия Генса и Бориса Фридмана. «Рост-Медиа/Just Design», 2012.

6.      Путешествие Одиссея. Из собраний Георгия Генса и Бориса Фридмана. «Рост-Медиа/Just Design», 2013.

7.      Сюрреализм и livre d artiste. Из собраний Георгия Генса и Бориса Фридмана.

 «Рост-Медиа/Just Design», 2014.

8.      Ильязд. ХХ век Ильи Зданевича. Из собраний Георгия Генса и Бориса Фридмана.

 «Рост-Медиа/Just Design», 2015

 

 

Номинатор: издательство Центрполиграф; Русская тройка-СПб

Номинант: Андрей Александрович Харшак

Заслуженный художник Российской Федерации

Почетный член Российской академии художеств

А.А.Харшак родился в Ленинграде 17 июня 1950 года в семье художника. Окончил среднюю художественную школу и в 1969 году поступил на графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, который окончил в 1975 году по мастерской книжной графики под руководством профессора Г.Д.Епифанова.

Еще, будучи студентом, А.А.Харшак начинает сотрудничать с редакциями ленинградских журналов «Костер» и «Аврора», а также с издательством «Детская литература». После окончания института он активно включился в выставочную деятельность Союза художников СССР, членом которого он является с 1977 года.

В 1979 году А.А.Харшак удостоен премии журнала «Костер» за лучшее произведение, опубликованное в 1976–1978 гг. Впоследствии его работа как художника-иллюстратора связана с московским издательством «Советская Россия», где им созданы серии иллюстраций к повести А.С.Грина «Алые паруса», балладе Р.С.Стивенсона «Вересковый мед», роману А.Н.Толстого «Аэлита» и др.

В 1985 году А.А.Харшак принимал участие в работе Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, где им создана серия портретов деятелей культуры, космонавтов и других почетных гостей.

В 1986 году на 2-ом конкурсе молодых художников СССР и ГДР «Мир и социализм» серия офортов А.А.Харшака «Эскалация насилия» удостоена почетного диплома. В том же году эта работа получает диплом Министерства культуры РСФСР и правления Союза художников РСФСР.

Офорт из этого цикла «Хиросима. Август 1945» был показан на выставке «Мир и война глазами художников» в СССР и ФРГ в 1988 году. Она экспонировалась в Гамбурге, Мюнхене, в Москве в Третьяковской галерее и в Государственном Эрмитаже.

В 1986 году А.А.Харшак награжден медалью «За трудовое Отличие».

В 1987–1991 годах А.А.Харшак создает цикл иллюстраций к роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», который был выпущен к столетию писателя в издательстве «Карелия». В 2002 году эта серия получила Премию «За лучшую иллюстрацию» на Первой биеннале графики Санкт-Петербурга. В 2004–2007 годах А.А.Харшак создал масштабную серию иллюстраций к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» для издательства «Вита Нова».

В 1996–2003 годах А.А. Харшак возглавлял кафедру графики Северо-Западного института печати и являлся художественным руководителем Санкт-Петербургского центра книги и графики. Работы студентов кафедры экспонировались на различных выставках в Москве и Санкт-Петербурге и удостоены высоких премий и дипломов, неоднократно публиковались в газетах и журналах России и за рубежом. На Международном книжном салоне в 2001 году кафедра получила специальный диплом «За высокие достижения в области образования, в сфере графического дизайна и книжной иллюстрации».

С 1997 года Андрей Харшак ведет исследовательскую работу по истории Санкт-Петербургской и Ленинградской графики и графической педагогики ХХ века. Им написано большое количество научных статей, опубликованных в московских и петербургских журналах: «Полиграфист и издатель», «Мир дизайна», «Просто дизайн», «Проектор», а также в научных сборниках Санкт-Петербургского института печати и Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.

В 2005 году Харшак приступает к работе по организации ретроспективных документально-художественных выставок, посвященных событиям Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда, истории графической школы двадцатых-сороковых годов ХХ века, а также персональных экспозиций классиков ленинградской графики П.А.Шиллинговского и К.И.Рудакова, используя произведения из архива семьи Корниловых-Харшаков.

Погружение в этот материал привело художника к идее более глубокого и всестороннего изучения биографии Петра Евгеньевича Корнилова (1896-1981) - историка искусства, музейного деятеля, педагога, редактора, коллекционера и просветителя, игравшего активную, значимую роль в культурно-художественной жизни Ленинграда и Казани в ХХ столетии. Результаты его поисков встретили поддержку в редакции созданного на историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета журнала «Новейшая история России», на страницах которого публиковались с 2012 года первые главы жизнеописания ученого, а в июне 2016 года книга А.Харшака «П.Е.Корнилов. Личность, время, события. Портрет из истории искусств» была выпущена в издательстве «Центрполиграф; Русская тройка-СПб». В сентябре того же года книга вошла в шорт-лист в номинации «Образ книги» на Всероссийской книжной выставке-ярмарке в Москве.

Произведения А.А.Харшака находятся в Государственном Русском музее, Российской Национальной библиотеке, Государственном литературном музее, Государственном музее-заповеднике «Царское Село», Литературном музее в Москве, Государственном музее политической истории России, Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Государственном музее Ф.М.Достоевского, Национальной галерее в Софии, Национальном музее искусств Азербайджана и многих региональных музеях Российской Федерации.

В мае 2012 года А.А.Харшак был награжден Серебряной медалью Российской академии художеств, а в сентябре 2015 года возглавил графическую мастерскую Академии художеств в Санкт-Петербурге.