Оплата  |  Доставка  |  Контакты


Следите за нашими новостями:


Личный кабинет

E-mail:

Пароль:

Вспомнить пароль

Алексей Леонидович ДМИТРЕНКО

Родился 4 июля 1971 года в Ленинграде в семье ученого-физика, профессора Леонида Васильевича Дмитренко (1930–1996) и поэта, переводчика французской литературы Людмилы Васильевны Дмитренко (1932–2021). 

В 1994 году окончил Санкт-Петербургский государственный технический университет с дипломом инженера-физика (по специальности биофизика). В 1994–1996 годах обучался в Русском христианском гуманитарном институте на отделении «Русская история и культура» (не окончил). В 1996 году был принят в очную аспирантуру Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена на кафедру русской литературы XX века, которую окончил в 1999 году. Тема диссертации: «Поэтика Константина Вагинова». 

В 1997–1999 годах работал редактором в издательстве «Феникс», где занимался подбором материалов для альманахов «Минувшее» (выпуски № 19–25). Помимо текущей работы подготовил девять авторских публикаций для этого альманаха и других исторических альманахов издательства «Феникс» («Невский архив», «Лица», «In Memoriam»). Параллельно занимался источниковедческими и архивными разысканиями и участвовал в деятельности «Биографического института „Studia biographica“», предоставлявшего архивное обеспечение для словаря «Русские писатели: 1800–1917». 

С 1999 года публикует статьи по истории фотографии, рецензии на выставки современного искусства, обзоры художественной жизни в журналах «Новый мир искусства», «СПб Собака ru», в газете «На Невском» и в др. 

Автор двух книг стихов: «Стихотворения» (СПб., 1993) и «Les sentiments sublimes» (СПб., 2000; под псевдонимом Иван Колосов). Публиковал собственные поэтические произведения также в альманахах и периодических изданиях. 

С 1998 года принимал участие в осуществлении ряда проектов Новой академии изящных искусств. В частности, был одним из организаторов поэтических чтений в Летнем саду в мае 2000 года. Совместно с Тимуром Новиковым составил сборник стихотворений «Anthologia neoacademica, или Свежие цветы лирической поэзии» (СПб., 2000), в который вошли произведения молодых поэтов, близких к Новой академии. 

Был куратором выставок «Моисей Наппельбаум: Избранные фотографии» в Музее Новой академии изящных искусств (октябрь 1998; совместно с Тимуром Новиковым) и «Петроградские поэтические объединения 1920-х годов» в Музее Института русской литературы (Пушкинский Дом) (апрель-май 2000). В 1999–2000 годах принимал участие в создании ряда выпусков программы «DEMO» на 6 канале Санкт-Петербурга. 

С 2000 года сотрудничает с музеями и антикварными галереями Москвы и Санкт-Петербурга в качестве специалиста по истории фотографии. В 2001–2002 годах работал экспертом антикварного отдела галереи «Derbylius» (Милан). 

В декабре 2009 – феврале 2010 года в лофт-проекте «Этажи» (совместно с галереей «Fotowall Location») провёл персональную выставку «Объекты желаний» (крупноформатные постеры, выполненные на холсте методом цифровой печати, представляющие собой многократно увеличенные фрагменты эротических фотографий начала XX века).

Является автором более пятидесяти научных публикаций по истории русской литературы, участвовал в работе нескольких международных конференций по русской филологии. В 1999 году получил грант Института «Открытое общество (Фонд Сороса)» на исследования в рамках проекта «Петроградские литературные объединения 1920-х годов» (грант № ОАЕ813). 

Как составитель, автор статей и комментариев принимал участие в подготовке следующих книг: 

• Наппельбаум Ф. Стихи. СПб., 1993 (составление совместно с Е. М. Царенковой; [подготовка текстов]); 

• Рыкова Н. Стихи прошедших лет: 1922–1988. СПб., 1993 ([составление и подготовка текстов совместно с автором]); 

• Вагинов К. Петербургские ночи. СПб.: Гиперион, 2002 (подготовка текстов, комментарии, статья); 

• Хармс Д. Случаи и вещи. СПб.: Вита Нова, 2003 (2-е изд., испр. и доп.: 2007) (составление и комментарии совместно с Вл. Эрлем); 

• Александр Алексеев: Диалог с книгой. СПб.: Вита Нова, 2005 (составление, статья); 

• Гильдебрандт-Арбенина О. Девочка, катящая серсо...: Мемуарные записи. Дневники. М.: Молодая гвардия, 2007 (составление, статья, отдельные комментарии); 

• Хармс Д. Тетрадь: Стихи и проза для детей. СПб.: Вита Нова, 2007 (2-е изд., испр. и доп.: 2010) (составление и статья о художнике Ю. Штапакове); 

• Альбом Ольги Гильдебрандт-Арбениной: Факсимильное воспроизведение. СПб: Вита Нова, 2009 (комментарии); 

• Случаи и вещи: Даниил Хармс и его окружение. Материалы будущего музея: Каталог выставки в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского 8 октября — 5 ноября 2013 года. СПб.: Вита Нова, 2013 (составление, предисловие, отдельные комментарии; общая редакция);

• Воспоминания Николая и Марины Чуковских. М.: Книжный клуб 36.6, 2015 (отдельные комментарии);

• Олейников Н. Служение науке: Полное собрание поэтических произведений. СПб.: Вита Нова, 2016 (составление, подготовка текста и примечания совместно с А. Олейниковым);

• Даниил Шардай. Как-то раз Пушкин. СПб.: Вита Нова, 2017 (издание выпущено под псевдонимом; авторы текстов: А. Дмитренко, А. Захаренков, И. Захаренков);

• Даниил Хармс глазами современников. СПб.: Вита Нова, 2019 (2-е изд., испр.: 2021) (составление, подготовка текста, комментарии совместно с В. Сажиным);

• Вагинов К. Козлиная песнь. СПб.: Вита Нова, 2019 (подготовка текста и комментарии совместно с Д. Бреслером и Н. Фаликовой; статья совместно с И. Хадиковым);

• Мариенгоф А. Магдалина. СПб.: Вита Нова, 2023 (подготовка текста и примечания). Готовится к печати;

• Записная книжка Константина Вагинова «Семечки». СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2023 (подготовка текста и комментарии совместно с Д. Бреслером, Н. Кадлец, М. Лурье и Е. Мольковым; статья совместно с И. Хадиковым). Готовится к печати.

В 1999–2002 годах в качестве литературного и научного редактора сотрудничал с различными петербургскими издательствами, главным образом, в издательстве «Новый мир искусства», «Инапресс» и в «Издательстве Ивана Лимбаха». С 15 мая 2002 года начал работать ведущим редактором издательства «Вита Нова». С июня 2007 года — главный редактор. Является куратором книжных серий «Рукописи», «Жизнеописания», «Фамильная библиотека: Парадный зал», «Фамильная библиотека: Священные тексты», «Библиотека великих писателей», «Новая библиотека поэта».  

Является куратором проекта «Художник Александр Алексеев (1901–1982): Возвращение на Родину», в рамках которого в 2005–2011 годах впервые на родине художника были выпущены четыре издания с иллюстрациями Алексеева («Братья Карамазовы» Ф. Достоевского, «Анна Каренина» Л. Толстого, «Доктор Живаго» Б. Пастернака и «Записки из подполья. Игрок» Ф. Достоевского), выпущены две книги о нем, проведены вечера памяти художника и его выставки в Меншиковском дворце (Санкт-Петербург), в фонде «Русское Зарубежье» (Москва) и в Российском фонде культуры (Москва).  

В период работы в издательстве «Вита Нова» принимал участие в многочисленных передачах на радиостанции «Эхо Москвы», «Фонтанка ФМ» и др., в телевизионных программах «Культурный слой» (5 канал, Санкт-Петербург) и др. Научный консультант двух полнометражных документальных фильмов: о А. Введенском «Введенский: Кругом возможно Бог» (2005) и о Д. Хармсе «Другая линия» (2006) (оба — «Центрнаучфильм», режиссер В. Уризченко). 

В 2022 году выступил в качестве продюсера художественного фильма «Прошу повернуть» (режиссёр Р. Слащинин; 30 минут, режиссерская версия: 37 минут), прототипами главных героев которого послужили художники О. Гильдебрандт-Арбенина и Ю. Юркун. Премьерные показы были проведены в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме и в Музее-квартире Александра Блока. 

В 2011 году совместно с А. Захаренковым выступил инициатором создания на базе издательства «Вита Нова» коллекции, посвященной Д. Хармсу и его окружению. Является куратором выставочных и научных проектов, связанных с этой коллекцией (к маю 2023 года насчитывает более 500 единиц хранения, в том числе рукописи и личные вещи Д. Хармса, Я. Друскина, К. Вагинова, автографы А. Введенского, И. Бахтерева, Д. Левина, А. Разумовского, редкие издания обэриутов и оригиналы иллюстраций к их произведениям работы М. Шемякина, Е. Посецельской, Ю. Штапакова и др.). В наиболее полном объеме коллекция экспонировалась на двух выставках под названием «Случаи и вещи» в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского (Санкт-Петербург, октябрь — ноябрь 2013) и в рамках Платоновского фестиваля (Воронеж, июнь — июль 2014).